Что такое бессрочное пользование наделом и какие права имеет гражданин на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое бессрочное пользование наделом и какие права имеет гражданин на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы провести сделку с территорией, находящейся в бессрочном пользовании, сначала потребуется переоформить имущество в собственность. Только после этого все подписанные документы получат юридическую силу. Важным моментом является то, что ни у распорядителя, ни у администрации может не быть необходимой документации, закрепляющей право гражданина. В качестве примера, можно привести ситуацию, когда земля находится в садовом или дачном товариществе. Надел выделен из большой территории, которая была изначально представлена садоводству.

Если гражданами установлено право постоянного пользования на бессрочной основе земельным наделом, Земельным Кодексом допускается возможность:

  • использовать имеющиеся недра и водоемы, которые расположены на участке;
  • возводить дома, открывать частное дело и даже производственный цех согласно целевому использованию;
  • культивировать надел;
  • оформлять право собственности на себя, причем на бесплатной основе.

Одновременно с этим, российским законодательством предусмотрены и некоторые обязанности, а именно:

  • надел используется исключительно по своему целевому назначению;
  • запрещено загрязнять участок;
  • предпринимать меры по охране от пожара;
  • категорически исключать вероятности истощения грунта и утраты плодородности.

Право на постоянное бессрочное использование земельным наделом не является правом собственности, поэтому категорически запрещается:

  • перепродавать наделы;
  • заниматься обменом либо оформлять на него дарственную;
  • передавать в аренду;
  • включать в список наследственной массы.

Ограничения могут быть сняты исключительно после получения прав собственности.

Право может быть аннулировано в том случае, если:

  • гражданин принял решение об отказе на добровольной основе;
  • органы самоуправления приняли решение в одностороннем порядке.

Факторами добровольного отказа могут быть:

  • поправка условий, согласно которым надел передан в право собственности;
  • отсутствие желания владельца вести занятость на участке;
  • отсутствие возможности вести занятость по различным на то причинам.

Согласно российскому законодательству, собственники вправе сделать это, путем возврата земли в собственность местного муниципалитета. Но на сегодня это является редкостью.
В большинстве случаев отказ влечет за собой процедуру приватизации либо же выкуп.

К сведению: если собственник относится к предоставленному ему земельному наделу недобросовестно и безответственно, то местные органы самоуправления оставляют за собой право принять решение об изъятии земли в свою собственность в одностороннем порядке.

Нередко процедура изъятия инициируется из-за полученных жалоб соседей. В таких ситуациях будет сформирована специальная комиссия, которая проведет необходимую проверку изложенных в письменной форме жалоб.

При подтверждении обстоятельств дело подлежит передаче в судебный орган.

Юрлица могут получить землю в постоянное пользование от органов власти. Они получают право вести деятельность на определенном земельном участке, не оформляя право собственности на него. При этом существует ряд ограничений, не позволяющих передавать в постоянное использование:

  • территории, относящиеся к лесному и водному фондам;
  • заповедные зоны;
  • зараженные земли (после радиационных аварий);
  • стратегически важные объекты.

Могут быть исключение, например, чрезвычайные ситуации или военные действия.

Кто имеет право постоянного бессрочного пользования землей?

При желании эксплуатировать земельный участок муниципальных или государственных органов в течение неопределенного срока предоставляется возможность бессрочного землепользования. Ни простые граждане, ни предприятия не имеют права руководить таким видом имущества.

До возникновения нового Земельного кодекса владельцы наделов могли оформлять и совершать регистрацию договоров аренды или осуществлять предоставление земли в безвозмездное применение. На данный момент таких возможностей больше нет. Владельцы земель вправе пользоваться имуществом, а реализация продажи и аренды возможна только от лица собственника имущества.

Оформить бессрочную эксплуатацию участка могут только органы государства или, например, СНТ (садовые товарищества). На рядовых граждан такое право не распространяется за исключением того факта, когда земля была приобретена до начала действия нового ЗК РФ. Но если такое и присутствует, то рекомендуется зарегистрировать землю, как частное имущество.

В СССР не было такой процедуры, как оформление аграрной недвижимости в форму частной собственности. Наделы могли только предоставляться гражданам от государства на пожизненное пользование. В данном случае указанные лица использовали землю, как им было необходимо, имели возможность разменивать, продавать или обеспечивать аренду.

По итогам внедрения функционирующего Земельного кодекса в 2001 г. собственникам муниципальных сельскохозяйственных зон запрещается руководить землей на правах владельца. Вероятность принять пожизненное использование территории без исключения еще осталась.

Гражданину, которому была выдана территория на неясный период, предоставляется шанс утвердить пожизненное использование участка так же, как отмечено в законе, стабилизирующем новейший Земельный кодекс.

Согласно соответствующим законодательным и правовым актам, коммерческим фирмам и предприятиям запрещено предусматривать возможность эксплуатировать участок постоянно и учитывать это в уставной или другой учредительной документации. Но указанным юридическим субъектам предоставляется возможность переоформления недвижимости в свою полноправную собственность или для последующей сдачи его в аренду. Церковные организации процедуру переоформления должны проводить в начале настоящего года.

Фирмы и предприятия, работающие на коммерческой основе, не успевшие в установленный срок провести процедуру переоформления права вечного использования земли на какое-то иное, к примеру, арендовать надел, могут подлежать административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Постоянная эксплуатация земли – единственная форма обладания земельной недвижимостью, существовавшая в советские времена. Сейчас граждане должны выразить отказ в сторону используемой земли либо оформить ее в свою собственность.

Решение о возможном переоформлении участка принимает наделенный соответствующими полномочиями комитет по земельным делам.

В случае выявления местной администрацией нарушений при эксплуатации участка в адрес инициатора оформления надела может поступить отказ в осуществлении указанной процедуры. Какие могут быть нарушения:

  • несоблюдение санитарных норм и правил, которое может повлечь за собой вред почве и привести к отсутствию плодородия;
  • негативное воздействие на экологию, охраняемые природные территории и достояния культуры и подобные обстоятельства.

Только на основании постановления, выпущенного местной административной властью, возможно проводить мероприятия по оформлению участка земли в свою полноправную собственность.

Затем необходимо получить в Федеральном управлении Росреестра, который ведет учет земельных участков, единый номер и выписку из ЕГРП.

Работник кадастровой палаты может заняться оформлением плана, паспорта, а также зарегистрировать землю, поставив ее на учет.

После проведения вышеперечисленных мероприятий составляется акт, подтверждающий согласование с соседями разграничения территории. В случае отсутствия добровольного согласия со стороны соседствующих лиц рекомендуется прибегнуть к вмешательству арбитражного суда.

По завершению регистрационных мероприятий в части участка земли гражданин получает выписку из ЕГРП. Указанный документ, а также паспорт на имущество и бумаги, удостоверяющие владение правом на участок по форме пожизненной эксплуатации, нужно подать в местную администрацию.

Органы регионального самоуправления уполномочены принимать решение о переводе имущества в частную собственность.

Для совершения процедуры перевода земельного надела в полноправную собственность следует предоставить в местную администрацию следующие документы:

  1. Заявление, содержащее все важные сведения, также данные паспорта заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, общая площадь надела в квадратных метрах, а также основания и цель для перевода участка в личную собственность.
  2. В качестве приложения дополнить документацией, подтверждающей право на бесконечную эксплуатацию рассматриваемой земли.
  3. При наличии предоставляется кадастровый и технический паспорта.
  4. Бумага из ЕГРП, свидетельствующая о регистрации имущества или ограниченных прав на него.

После того как будут подготовлены все требуемые бумаги и поданы в администрацию на рассмотрение, лица, которые наделяются соответствующими полномочиями, должны принять свое решение по поступившему заявлению не дольше двух недель. В случае оглашения положительного результата орган местного самоуправления создает постановление, содержащее в себе даты и всю необходимую информацию, касающуюся приближающейся процедуры оформления.

Понятие постоянного бессрочного пользования земельным участком

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Обратите внимание!

Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

  • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
  • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 2-20 тыс. руб. для организаций.

Обратите внимание!

Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица.

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное безвозмездное использование или аренду.

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.

К ним относятся:

  • казенные предприятия;
  • больницы, школы и т. д.;
  • центры исторического наследия РФ.

Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.

Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.

У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.

Причинами для этого обычно становятся:

  • неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
  • если имеет место порча почвы;
  • если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.

Надел можно использовать для:

  • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
  • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

Для оформления правоустанавливающей документации потребуется обратиться в комитет по управлению гос. владениями. Заявка передается лично в бумажном формате или онлайн на официальном сайте. Дальнейший порядок зависит от того, поставлен ли надел на кадастровый учет.

Когда участок отсутствует в базах ГКН или для него даже не проводилось межевание, желающему получить на землю право бессрочной эксплуатации придется подготовить план-схему участка и согласовать ее с администрацией.

Сотрудники последней могут предложить иной вариант, при котором юр. лицо самостоятельно занимается постановкой надела на учет в ГКН. Поэтому предварительное согласование с сотрудниками комитета позволяет предотвратить нежелательные траты в случае отказа.

Если же с учетом участка в ГКН проблем нет, в администрацию требуется предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление, составленное по строго установленному образцу и написанное от юр. лица.
  2. Основания, доказывающие компетенцию подателя заявления.
  3. Выписка из ЕГРП.
  4. Выписка из ЕГРЮЛ.
  5. Кадастровый паспорт объекта.

Рассмотрение вопроса длится 14 дней, после чего выносится резолюция. При положительно решении выносится постановление с требующимися фактами.

Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству.

В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела.

Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

  1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
  2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

Лицам, получившим привилегию на использование надела на бесплатной постоянной основе ранее 2001 года не стоит волноваться, что эту привилегию отберут. Исключительные случаи – когда нарушается регламент применения.

И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя. Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?

Срочный сервитут накладывается строго на определенный временной период, который указывается в устанавливающих юридических документах.

Чаще всего такую форму применяют для сезонных хозяйственных работ:

  • охотничий сезон;
  • рыболовный сезон;
  • сенокос;
  • период выпаса скота;
  • сбор урожая.

Также срочный сервитут используют при проведении ремонтных или строительных работ, ограниченных официальными сроками.

Бессрочный сервитут не имеет строго срока действия. Он имеет юридическую силу, пока существует его необходимость. Проще говоря, пока актуальна та или иная проблема, связанная с ограниченным использованием земли сторонним лицом, которое не является собственником.

Бессрочное обременение будет действовать постоянно, пока не изменятся реальные условия. Такая форма часто применяется при наложении публичного сервитута, например, при прокладывании дороги или электрических сетей.

Также в юридической литературе можно встретить другое деление по временному фактору. Суть остается та же, только применяются другие термины.

Постоянный сервитут (бессрочный) не имеет ограничений во времени и действует до тех пор, пока не отпадает в нем необходимость. Также он лишается юридической силы при следующих обстоятельствах:

  • нарушение условий договора одной из сторон;
  • смена реальных условий;
  • смерть одной из сторон.

Временный сервитут (срочный) накладывается на оговоренный срок, в течение которого будут проводиться те или иные необходимые, как правило, срочные работа.

Необходимость ограничения частной собственности на землю поняли еще в Древнем Риме, где сформировался классический юридический институт – сервитут.

В те времена сервитут определялся как право пользования чужой вещью, которое устанавливалось для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц.

В дореволюционной России право сервитута до 1917 г. действовало в законодательстве отдельных губерний. На остальной территории Российской империи существовало право участия в пользовании и выгодах чужого имущества.

После Октябрьской революции институт частного земельного сервитута из советского права исчез.

Это было обусловлено установлением государственной собственности на землю, в том числе на земельные участки граждан и юридических лиц, которым они предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Вместе с тем государство, как владелец земли и других природных ресурсов, добровольно ограничивало свое право собственности в пользу интересов гражданских и юридических лиц. Свободное пользование государственными землями заключалось в праве беспрепятственного прохода и проезда по ним.

Возрождая право частной собственности на землю в Российской Федерации, законодатель пришел к необходимости восстановить и законодательно закрепить земельные сервитуты.

Впервые о них было упомянуто в Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г.

N 1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.”.

Более обстоятельное развитие земельный сервитут получил в 1995 г., когда была принята часть первая Гражданского кодекса РФ, в которой сервитуту посвящены ст. ст. 274 – 277. Позднее ст.

23 “Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)” появилась и в Земельном кодексе РФ.

Оба Кодекса определяют сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при не достижении ими соглашения в судебном порядке.

Кроме того, сервитут может быть платным и бесплатным.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков.

Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, Краснодарского края или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Перечень частных сервитутов, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст.

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:

  • это правомочие, отличное от права собственности;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Право собственности включает в себя три уже перечисленных выше правомочия, которые предоставлены собственникам Конституцией РФ и регулируются уже названными законами.

Это:

  • владение – то есть фактическое обладание земельным участком, что подтверждается свидетельством о праве собственности, полученном в официальном порядке;
  • пользование – это, как уже ранее было отмечено, способность пользоваться земельным участком согласно своим целям;
  • распоряжение – это возможность определять дальнейшее будущее земельного надела.

Иными словами, собственник имеет право любым способом произвести его отчуждение: продать, подарить, сдать в аренду, завещать наследникам и т.п.

Все, что имеет пользователь земельным участком – это документ, на основании которого он пользоваться такой возможностью (договор аренды, субаренды и т.п.) и саму возможность реализовать свои потребности через использование предоставленной ему земли, но в строгом соответствии и с условиями договора и с положениями вышеупомянутых законов.

Из этого следует вывод, что право пользования от права собственности отличается только тем, что является составляющей второго.

Закон регулирует следующие виды:

  • Постоянное (бессрочное) пользование – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • Сервитут – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из договора или закона при наличии особых условий для этого.
  • Пожизненное наследуемое владение – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или субаренда – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • Срочное безвозмездное пользование – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Как оформить землю в безвозмездное бессрочное пользование

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101.

Земли с/х назначения – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства.

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Данным правом граждан наделял Земельный кодекс (ЗК) РСФСР 1991 года (ст. 7), и у этого права длинная и интересная история.

Законодательство того времени предоставляло гражданам право по своему выбору на получение земельных участков в собственность, ПНВ или аренду. ПНВ, в отличие от двух других, предоставляло право пользование земельным участком на безвозмездной основе.

Из самого названия следовала его правовая природа: участки предоставлялись гражданам бессрочно, законодательно разрешалось возводить и строить различные здания, хозяйственные постройки и иные сооружения. Распоряжаться этим участком могли, лишь передавая его по наследству.

В дальнейшем, в связи с принятием всенародным анием Конституции РФ, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии с Указом Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», статьи ЗК РСФСР, регулирующие право ПНВ, были признаны недействующими.

Однако данное право опять нашло своё отражение среди норм российского законодательства с вступлением в законную силу ЗК РФ 2001 г. и Гражданского кодекса (ГК) РФ 1994 года. Так, согласно ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий правом ПНВ, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Но как самостоятельный вид права на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он больше не существует. В марте 2015 года, в рамках масштабной земельной реформы, нормы ЗК РФ, определяющие право ПНВ земельным участком, снова признаны утратившими силу.

В настоящее время, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам исключительно на основании следующих документов:

  • решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в ПНВ;
  • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Тем, у кого на руках имеются свидетельства о ПНВ, законодатель предложил два пути:

  • 1. Оставить за собой данное право и не получать никаких новых свидетельств.
  • 2. Воспользоваться правом однократной бесплатной регистрации права собственности. Для этого необходимо предоставить один из следующих документов (ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):
    • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
    • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
    • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Если же к вам в порядке наследования перешло право собственности на здание или сооружение, расположенное на земельном участке, который предоставлялся наследодателю на праве ПНВ, документом-основанием для регистрации права собственности будет являться:

  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение. Если право собственности на здание, сооружение уже зарегистрировано, то предоставляется свидетельство о праве собственности на это здание или сооружение.
  • один из документов, указанных выше, который устанавливает право гражданина — прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. И не забывайте про государственную пошлину.

Важно помнить, что если вы оставили за собой право ПНВ, то вы не имеете права распоряжения данным земельным участком. То есть продажа, залог, дарение и иные сделки, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, принадлежащего землевладельцу на праве ПНВ, не допускаются.

Подведём итог и резюмируем основные признаки права пожизненного наследуемого владения:

  • 1. Данное право распространяется только на земельные участки, никакие другие объекты не могут находиться на этом праве
  • 2. Данное право распространяется на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
  • 3. Владельцем выступает только гражданин (физическое лицо), то есть предприятия и организации претендовать на использование земли в такой форме не могут.
  • 4. Владельцам земельного участка предоставляется право возведения на нём различных строений и сооружений с последующим оформлением их в собственность.
  • 5. Право, как и его переход при смене владельца ПНВ земельным участком, подлежит регистрации в органах учёта и регистрации.
  • 6. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве ПНВ, например, купля-продажа, не допускается, за исключением перехода права ПНВ по наследству.
  • 7. Обладание земельным участком на праве ПНВ обременяет вас на уплату земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Важно помнить, что если для физических лиц нет установленных законом сроков переоформления, то юридическим лицам, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», надлежит провести такое переоформление до первого июля 2012 года под угрозой штрафа в размере от двадцати до ста тысяч рублей.

Несмотря на штрафы, многие юридические лица не произвели переоформление используемых земель в положенные сроки, и правительство передвинуло данные сроки для земельных участков, на которых расположены:

  • Линии электропередач;
  • Железнодорожные пути;
  • Объекты инженерной инфраструктуры;
  • Дорожные коммуникации.

Заявки от землепользователей рассматриваются собственниками участков в течение месяца, после чего выдается решение. Такой же срок отведен на отправку проекта договора купли-продажи землепользователю.

Землепользователь может получить отказ от собственника в продаже ему участка целиком или в долевую собственность на следующих основаниях:

  • у заявителя нет прав согласно законодательству претендовать на землю;
  • на участок наложены ограничения;
  • на объекты, расположенные на земле, отсутствуют документы о праве собственности;
  • в отношении земли ведутся судебные споры.

Подобные случаи возникают с территориями из категории садоводства или дачного товарищества. Как показывает практика, отдельные объекты образовываются из больших территорий, предоставляемых не лично владельцу, а в качестве собственности колхоза или садоводства. Поэтому основанием для переоформления участка служит выдержка из распоряжений местного исполнительного комитета.

Чтобы приватизировать такую территорию, её необходимо поставить на учёт в кадастровый орган. До этого следует провести процедуру межевания и определить точные границы участка. Делает это кадастровый государственный или частный инженер, имеющий соответствующую лицензию на проведение подобного рода работ.

В нем должны быть указаны ФИО, паспортные и контактные данные гражданина, желающего выделить свою долю, полные данные на общую собственность, описание выделяемого участка. Документ должен быть подписан заявителем, на нем обязательно указывается дата его составления.

Заявление, полученные на первом этапе документы, а также договор о приобретении земли и кадастровые паспорта необходимо сдать в регистрирующий орган, который в течение 14 календарных дней выдаст документ на право использования выделенного участка.

Для проведения процедуры переоформления земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, каждый владелец должен уплатить госпошлину от 200 руб. При регистрации в Росреестре также взимается пошлина, размер которой зависит от стоимости доли участка.

Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  1. Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  2. Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  3. Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные. Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца.

Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  1. У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  2. Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
  3. Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.

Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца.

А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность. Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны.

Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления.

Итак, если для отнесения надела к одной из форм собственности: муниципальной, региональной или государственной нет достаточных оснований, то он получает статус неразграниченной госсобственности. Но это не должно становиться препятствием к распоряжению им.

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным. А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Как оформить право бессрочного пользования земельным участком?

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.

Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.

Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.

При желании эксплуатировать земельный участок муниципальных или государственных органов в течение неопределенного срока предоставляется возможность бессрочного землепользования. Ни простые граждане, ни предприятия не имеют права руководить таким видом имущества.

До возникновения нового Земельного кодекса владельцы наделов могли оформлять и совершать регистрацию договоров аренды или осуществлять предоставление земли в безвозмездное применение. На данный момент таких возможностей больше нет. Владельцы земель вправе пользоваться имуществом, а реализация продажи и аренды возможна только от лица собственника имущества.

Оформить бессрочную эксплуатацию участка могут только органы государства или, например, СНТ (садовые товарищества). На рядовых граждан такое право не распространяется за исключением того факта, когда земля была приобретена до начала действия нового ЗК РФ. Но если такое и присутствует, то рекомендуется зарегистрировать землю, как частное имущество.

В СССР не было такой процедуры, как оформление аграрной недвижимости в форму частной собственности. Наделы могли только предоставляться гражданам от государства на пожизненное пользование. В данном случае указанные лица использовали землю, как им было необходимо, имели возможность разменивать, продавать или обеспечивать аренду.

По итогам внедрения функционирующего Земельного кодекса в 2001 г. собственникам муниципальных сельскохозяйственных зон запрещается руководить землей на правах владельца. Вероятность принять пожизненное использование территории без исключения еще осталась.

Гражданину, которому была выдана территория на неясный период, предоставляется шанс утвердить пожизненное использование участка так же, как отмечено в законе, стабилизирующем новейший Земельный кодекс.

Согласно соответствующим законодательным и правовым актам, коммерческим фирмам и предприятиям запрещено предусматривать возможность эксплуатировать участок постоянно и учитывать это в уставной или другой учредительной документации.

Но указанным юридическим субъектам предоставляется возможность переоформления недвижимости в свою полноправную собственность или для последующей сдачи его в аренду.

Церковные организации процедуру переоформления должны проводить в начале настоящего года.

Фирмы и предприятия, работающие на коммерческой основе, не успевшие в установленный срок провести процедуру переоформления права вечного использования земли на какое-то иное, к примеру, арендовать надел, могут подлежать административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

  • Только на основании постановления, выпущенного местной административной властью, возможно проводить мероприятия по оформлению участка земли в свою полноправную собственность.
  • Затем необходимо получить в Федеральном управлении Росреестра, который ведет учет земельных участков, единый номер и выписку из ЕГРП.
  • Работник кадастровой палаты может заняться оформлением плана, паспорта, а также зарегистрировать землю, поставив ее на учет.

После проведения вышеперечисленных мероприятий составляется акт, подтверждающий согласование с соседями разграничения территории.

В случае отсутствия добровольного согласия со стороны соседствующих лиц рекомендуется прибегнуть к вмешательству арбитражного суда.

По завершению регистрационных мероприятий в части участка земли гражданин получает выписку из ЕГРП. Указанный документ, а также паспорт на имущество и бумаги, удостоверяющие владение правом на участок по форме пожизненной эксплуатации, нужно подать в местную администрацию.

Органы регионального самоуправления уполномочены принимать решение о переводе имущества в частную собственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.